УФССП России по РБ напоминает лицам, выплачивающим заработную плату или иные доходы, в отношении которых установлены ограничения или на которые не может быть обращено взыскание, об обязанности указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода.
1 июня 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 21.02.2019 № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве». Согласно нормам закона, исключается возможность обращения взыскания на выплаты гражданам социального характера.
Главным в новом законе является то, что все получаемые средства должником должны иметь специальные метки. Российские банки законодательно обязали маркировать средства, не подлежащие взысканию специальным кодом. С целью реализации закона в октябре 2019 года Центральным Банком Российской Федерации издано указание №5286-У «О порядке указания вида дохода в распоряжениях о переводе денежных средств».
Кроме того, согласно новым законодательным нормам, обязательство указывать вид дохода возложено и на работодателя. Предусматривается порядок отражения лицами, выплачивающими должнику заработную плату и (или) иные доходы, в том числе социальные выплаты, специального кода вида дохода в платежных документах о переводе денежных средств. Специальные коды введены в отношении выплат, на которые статьей 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлены ограничения по размеру удержания из заработной платы, а также относящиеся к перечню доходов, на которые в соответствии со статьей 101 данного закона не может быть обращено взыскание. Всё должно обеспечить безусловный иммунитет от обращения взыскания на выплаты социального характера.
Перечень доходов, на которые нельзя обратить взыскание: денежные средства, которые выплачиваются в связи с возмещением должнику вреда здоровью, полученного при исполнении служебных обязанностей или вреда, в связи со смертью кормильца, компенсации, выплачиваемые пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, денежные средства, которые выплачиваются должнику в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами, алименты, которые выплачиваются во время розыска родителей, компенсации, которые выплачивает работодатель, например, выплата командировочных, денежные выплаты при рождении ребенка или в связи со смертью родных, компенсации стоимости путевок в оздоровительные и санаторно-курортные заведения, пенсии, которые выплачиваются в связи с потерей кормильца, социальные выплаты на погребения, выплаты, связанные с обязательным социальным страхованием, детские пособия, денежные средства материнского капитала, одноразовая материальная помощь, компенсация стоимости оздоровительных путевок на детей, денежные выплаты из-за стихийного бедствия или других чрезвычайных ситуаций, финансовые средства, которые выделяются пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, катастрофы или других форс-мажоров, а также единовременная материальная помощь.
Исключением из этого правила являются: страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности, накопительная пенсия, срочная пенсионная выплата, пособие о временной нетрудоспособности.
Исполнение механизмов закона должно обеспечить необходимую защиту от взысканий социально-уязвимых категорий граждан в процессе исполнительного производства. К сожалению, на практике пока доказано иное. Ежедневно, в Управление Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан поступают обращения от жителей, имеющих долги по различным судебным решениям, о невозможности воспользоваться денежными средствами, являющимся социальными выплатами и другими, попадающими под перечень доходов, на которые нельзя обратить взыскание.
В ходе проверки таких обращений должностными лицами ведомства систематически выявляются нарушения в работе кредитных учреждений и работодателей, выплачивающих заработную плату или иные доходы, в отношении которых установлены ограничения или на которые не может быть обращено взыскание. Подобные нарушения законодательства и прав граждан попадают под административную ответственность, предусмотренную ч.3 ст.17.14 КоАП РФ. Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Справочно: после вступления в силу изменений, внесенных в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» сотрудниками органа принудительного исполнения УФССП России по РБ в рамках проверочных мероприятий по обращениям граждан установлено в рамках 177 исполнительных производств нарушения законодательства – неуказание вида дохода работодателем или кредитными учреждениями. 177 виновных лиц привлечены к административной ответственности, предусмотренной кодексом об административных правонарушениях РФ.